Культура России в XIX в.

На развитие всех областей культуры оказывали решающее влияние важные события и социально-политические процессы, происходившие в России в XIX в. (Отечественная война 1812 г., движение декабристов, развитие общественного движения, кризис крепостнической системы, подъем национального самосознания, либеральные реформы 60-70-х гг., развитие капитализма в пореформенный период). Эти исторические условия нашли отражение в литературе и искусстве, где существовали различные направления и стили.

«Золотой век» русской культуры

Первая половина XIX в.- это время культурного и духовного подъема России, «золотой век» русской культуры. Особенностями ее развития стали гуманизм и сопричастность общественной жизни, гражданственность и интерес к «маленькому человеку», открытость и способность к усвоению элементов культуры других народов.

Для этого периода характерны высокие темпы развития и расцвет практически всех областей русской культуры, поиск новых художественных методов, сочетание различных стилей, направлений и жанров. Все более проявляется тенденция демократизации культуры, особенно широкое развитие демократических начал происходит в пореформенный период.
Наблюдается дальнейшее сближение русской культуры с западноевропейской, она развивается в русле европейской традиции. Процесс европеизации глубоко затронул образованные слои русского общества. Вместе с тем сохраняется самобытный национальный характер русской культуры.

Следует отметить значительное расширение и демократизацию системы образования, что диктовалось потребностями развития государства. Важное значение имело учреждение в 1802 г. министерства просвещения, что свидетельствовало о внимании власти к вопросам образования. По реформе 1803-1804 гг. в каждом губернском городе должна была быть открыта гимназия. Она становится основой среднего образования. По реформе 1864 г. в учебные заведения стали принимать детей всех сословий и вероисповеданий. Открываются новые университеты (в Петербурге, Казани, Вильно, Харькове, Томске и других городах) и технические вузы (к конце века в 63 вузах России обучалось 30 тыс. студентов), было положено начало женскому образованию в России. К концу XIX в. в России насчитывалось 180 мужских и 142 женских гимназии. Демократизация состава студенчества привела к формированию разночинской интеллигенции.
В связи с усилением социально-политической роли культуры происходит ее огосударствление, проявляется тенденция ко все более полной регламентации государством развития всех ее областей (цензура, создание учебных округов и др.).
Это время отмечено выдающимися открытиями русских ученых в науке и технике, имеющими мировое значение. Заметных успехов достигли естественные, точные и гуманитарные науки (Н.Лобачевский, Н.Пирогов, Д.Менделеев, И.Мечников, И Павлов, В.Ключевский С Соловьев и др.) Н.Лобачевский (профессор математики, ректор Казанского университета в течении 20 лет) создал неевклидову геометрию, геометрию пространства. Физик Б.Якоби изобрел в 1839 г. первый телеграф, связавший Петербург и Царское Село. П.Яблочков в 1876 г. изобрел дуговую лампу, положив начало практическому применению электрического освещения. Хирург и ученый Н.Пирогов первым в мире использовал эфирный наркоз в военно-полевых условиях. Д.Менделеев открыл периодическую систему элементов, А.Бутлеров разработал теорию химического строения вещества. Всемирную известность получили русские географы-исследователи (И.Крузенштерн, Ф.Беллинсгаузен, М.Лазарев, Г.Невельский, В.Головнин, Н.Миклухо-Маклай, Н.Пржевальский, Г.Потанин и др.). В 1821 г. русскими географами была открыта Антарктида.

Происходит становление русской исторической науки. В 1816 — 1829 гг. вышли 12 томов «Истории государства Российского» Н.Карамзина, где впервые в популярной форме были осмыслены особенности исторического пути страны. Решающую роль в истории Н.Карамзин отводил великим людям. Во второй половине века появляется «История России с древнейших времен» С.Соловьева, состоящая из 29 томов.
Русская культура стала частью общемировой, многие шедевры русской литературы, музыки, живописи стали достоянием мировой культуры. В мировой фонд навечно вошли многие произведения русских писателей и поэтов (А.Пушкин, Ю.Лермонтов, Н.Гоголь, И.Тургенев, Ф.Достоевский, Л.Толстой и др.), художников (О.Кипренский, К.Брюллов, «передвижники»), скульпторов (П.Клодт, И.Мартос), архитекторов (А.Воронихин, К.Росси, О.Бове, К.Тон), композиторов (М.Глинка, П.Чайковский, «Могучая кучка»).
Следует подчеркнуть возрастание социально-политической значимости и воспитательной роли литературы и искусства. Налицо была их тесная связь с общественно-политической жизнью. Социальные проблемы стали занимать важное место в тематике художественного творчества. Одной из главных тем в литературе и искусстве становится народ. Для всей русской культуры было характерно правдоискательство и живая любовь к человеку.
Литература стала занимать особое место в системе духовной культуры. Она обрела социальное и национальное звучание, стала формой осмысления исторического пути страны и духовного богатства народа. Литература отражала общественные и духовные противоречия своей эпохи и со времен А.С. Пушкина (когда в том числе произошло рождение русского литературного языка, он сближается с разговорным, устраняются книжные формы, ориентация на церковно-славянский язык) стала оказывать сильное влияние на духовную и общественную жизнь образованной части населения России. Она характеризуется высокими гуманистическими идеалами, ярко выраженной гражданственностью, выдвижением идей достижения социальной справедливости.

Культура России в XIX в.
Наблюдается смена художественных стилей — на место классицизма и сентиментализма приходят романтизм и реализм. Представители романтизма идеализировали прошлое или создавали воображаемый идеальный мир будущего, в их творчестве присутствовали мотивы разочарования, одиночества, высокой нравственности (В.Жуковский, К.Рылеев). Господствующим направлением становится реализм, для которого характерно правдивое изображение действительности. Реалистическое искусство было максимально приближено к повседневной жизни, многие произведения имели не только реалистический, но и критический характер (А.Пушкин, Н.Гоголь, М.Лермонтов, Н.Некрасов, И.Тургенев, И.Гончаров, Ф.Достоевский, Л.Толстой, А.Островский и др.).
Следует отметить и заметный рост влияния театра на духовную жизнь российского общества. Театр становится одним из культурных центров русского общества. Ведущую роль играют профессиональные театры (Малый — в Москве, Александрийский — в Петербурге), в репертуаре которых преобладали произведения отечественных авторов (А.Островского, А.Грибоедова, Н.Гоголя, А.Чехова и др.), отражавшие насущные проблемы российского общества. Выдающимися актерами были Г.Федотова, М.Ермолова, П.Стрепетова, А.Южин-Сумбатов.
Основоположником русской классической музыки считается М.Глинка (оперы «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила»). Его творчество было пронизано любовью к родине, воспеванием народа, его красоты и величия. Тема народа характерна и для произведений творческого объединения композиторов «Могучая кучка», куда входили М.Балакирев, Ц.Кюи, М.Мусоргский (оперы «Борис Годунов», «Хованщина»), А.Бородин (опера «Князь Игорь»), Н.Римский-Корсаков (оперы «Садко», «Снегурочка», «Царская невеста»). Использовались народные песенные мелодии, в музыке утверждались русские национальные начала. Мировую известность получило творчество П. Чайковского, пронизанное борьбой человека за свободу, за право на счастье (более ста романсов, шесть симфоний, оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа», балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»).
Основным стилем зодчества в первой трети столетия был поздний классицизм — ампир. Архитектурные сооружения этого периода имели, прежде всего, гражданское назначение и призваны были подчеркивать идею государственного могущества. При их создании осуществлялся синтез архитектуры, скульптуры и живописи. Ведущими архитекторами, творившими в стиле ампир, были К.Росси (ансамбль Дворцовой площади, Русский музей, Александринский театр), А.Воронихин (Казанский собор, где похоронен М.Кутузов), А.Захаров (здание Адмиралтейства), О.Монферран (Исаакиевский собор), О.Бове (ансамбль Театральной площади с Большим театром, Триумфальная арка, воздвигнутая в честь победы в Отечественной войне 1812 г.).

Во второй половине века в архитектуре преобладающим становится новый стиль — эклектика, т.е. сочетание различных стилей (многоетилье). При строительстве используются новые материалы — железо, стекло, бетон. В русско-византийском стиле архитектором А.Тоном сооружен храм Христа Спасителя в Москве — памятник в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 г. В древнерусском стиле был построен
Исторический музей в Москве (архитектор В.Шервуд). Появляются новые типы зданий: торговые пассажи, универсальные магазины, музеи, большие гостиницы, вокзалы, банки. Строятся фабрики, заводы. Основное внимание уделяется теперь функциональному назначению зданий.
Это был также период взлета, расцвета русской живописи. Для нее характерны высокие гуманистические идеалы. Наблюдается разнообразие стилей и направлений, развитие как традиционных, так и новых жанров (портрет, пейзаж, исторический жанр, бытовой жанр). В первой половине века преобладал стиль романтизм, основными представителями которого были портретисты О.Кипренский и В.Тропинин, оставившие, в частности, портреты
A.С.Пушкина. В 40-е гг. на смену романтизму приходит другой стиль — реализм. Центральной темой творчества становится народ. В 1870 г. часть художников (14 человек) порывает с Академией художеств и организует «Товарищество художественных передвижных выставок» (В.Перов, И.Репин,
B.    Суриков, В.Васнецов, И.Крамской, И.Шишкин, И.Левитан, А.Саврасов, А.Куинджи, В.Поленов и др.), предпочитая изображать реальную, живую жизнь, а не декоративные пейзажи. Они правдиво изображали жизнь народа, природу, историю, считая критерием искусства не красоту, а саму жизнь со всеми противоречиями.
В 1852 г. открывается первый в России общедоступный художественный музей — Эрмитаж, где были собраны художественные сокровища императорской фамилии. В конце века в Москве начала функционировать Третьяковская картинная галерея (в ее основе — коллекция известного предпринимателя и мецената П.М.Третьякова, переданная им в собственность Москвы), а в Петербурге — Русский музей.
Следует отметить, что великая русская культура XIX в. был неоднозначным явлением. Так, литература и музыка всегда были чисто дворянскими. Они были проникнуты чувством любви к униженному брату, сознанием собственной вины перед ним, их отличали родство с западноевропейской культурой, общечеловечность проблематики, высокий моральный накал, некая оторванность от реальной жизни и вненациональный характер. Литература и музыка России вошли, действительно, в сокровищницу мировой культуры, чего нельзя сказать о живописи, которая была детищем разночинцев и крестьян, и характеризовалась другой системой ценностей, ее отличали прагматизм и заземленность.

К концу века в общественно-культурной жизни России все более отчетливо проявлялось несоответствие между уровнем духовной культуры и возможностями овладения культурными ценностями. Это было обусловлено прежде всего тем, что в обществе существовали серьезные ограничения для широкого распространения просвещения, образование по-прежнему было доступно немногим. К концу XIX в. лишь 28 % населения страны было грамотным.

Вячеслав Моше Кантор — основатель и владелец холдинга по производству минеральных удобрений ПАО «Акрон», российский бизнесмен-миллиардер, общественный деятель международного уровня и крупный благотворитель.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *