В фотографии существует несколько приемов композиции, которые благоприятно влияют на восприятие зрителей. Самое пристальное внимание этим приемам уделялось в эпоху Возрождения. И так как фотография это тоже художественное произведение, то правила композиции распространяются и на нее.
Композиция играет важную роль в придании смысловой наполненности и динамики кадру. Правила композиции так же внимательно изучаются, как и работа с ручными настройками, диафрагмой и выдержкой. Но для каждого правила имеются исключения. Поэтому если фотографа при построении кадра умышленно нарушает какое-нибудь из них, она может очень сильно выиграть и стать более выразительной.
Основные правила композиции:
1. Золотое сечение
Да Винчи заметил, что все в природе соответствует определенной закономерности. Это и рисунок листьев, и строение человека и т. д. Он научился создавать свои картины в соответствии с этим правилом. Вскоре и остальные художники стали следовать его примеру, и правило «золотого сечения» прочно вошло в законы построения кадра.
В мире фотографии «золотое сечение» больше известно как правило третей. В данном случае фотограф визуально рисует в кадре две линии по вертикали, и две по горизонтали. Таким образом кадр делится на три части с каждой стороны. К примеру, в пейзажной фотографии линия горизонта будет располагаться на одной из горизонтальных линий. Либо основной объект будет располагать не по центру, а по одной из вертикальных линий. Для помощи фотографу в современных камерах существует функция, отображающая эти линии и помогающая фотографу правильно скомпоновать кадр.
2. Композиция диагональных линий
Построить композицию можно и с помощью диагональных линий. Они имеют определенное направление и располагаются по диагонали кадра. Одна линия направляется с левого верхнего угла вниз, а вторая движется с нижнего левого угла вверх. Фотографы используют специальные названия для этих линий. Первая считается «быстрой». К примеру, если с горы едет машина, то она будет легко и с ускорением спускаться вниз. В соответствии с этим, другая линия будет называться «медленной».
Эта техника пользуется большим успехом при чтении. Именно при помощи «быстрой» диагонали можно мгновенно охватить взглядом информацию на странице. Поэтому диагонали используются, чтобы подвести взгляд зрителя от второстепенных объектов к ключевому. В пейзаже это может быть серпантин дороги, по которому скользит взгляд вниз и спускается к главному объекту — пешеходу.
3. Построение композиции по направлению движения или взгляда
В портретной фотографии композиция может строиться по направлению взгляда. В этом случае ключевой элемент (глаза) следует располагать таким образом, чтобы для взгляда оставалось еще пространство. Если взгляд будет упираться в край кадра, снимок в целом будет смотреться обрезанным.
Также можно сказать и о движении пейзажной фотографии. Движущаяся машина, расположенная близко к краю по направления движения либо в центре сделает кадр неуравновешенным и не законченным. Поэтому по правилу третей объект надо расположить на пересечении линий, при этом учитывая направление движение объекта и оставляя пространство для него.
4. Линейная перспектива
С помощью линейной перспективы фотограф может передать объем и глубину перспективы кадра. Если предмет сфотографировать сверху, то получается плоская картинка. Поэтому кадр надо строить таким образом, чтобы главный объект был либо на переднем плане, либо на заднем.
5. Линии в кадре
Важная роль в композиции — это линии. Они могут увлечь взгляд зрителя в правильном направлении. Хорошим примером может служить фотография с изображением дома и дороги. Если дом расположить на пересечении линий, чтобы дорога при этом поднималась к нему, то взгляд сам будет двигаться в нужном направлении. Обязательно линии должны приводить к объекту, иначе они будут уходить в никуда, и снимок будет незаконченным.
В пейзаже линии могут вызывать определенные чувства. Горизонтальные дают зрителю чувство свободы и покоя. А вертикальные позволяют ощутить высоту и тревогу. Диагональные дают ощущение движения, а изогнутые линии полей и лугов дадут определенное изящество снимку.
Перечисленные правила помогут начинающим фотографам в построении композиции и помогут сделать более динамичные и выразительные снимки.
Цветовое решение
Цвета бывают гармоничными или контрастными. Цвет можно использовать для передачи настроения фотографии. Яркий кадр может передать динамику и движение, а снимок, сделанный в близких, гармонично сочетающихся оттенках, передает зрителям ощущение покоя.
Иногда фотограф может так сильно перегрузить фотографию цветовыми пятнами, что главный объект теряется, и взгляд зрителя бесцельно блуждает по снимку. Если правильно использовать цвет, прилагая фантазию, то обычные предметы могут приобрести другой оттенок и выглядеть совершенно по-новому.